Слово «кибересквоттинг» не так давно появилось в нашем лексиконе, но уже можно прогнозировать, что количество киберсковоттеров в мире стремительно увеличивается. Причина довольно проста: это очень выгодно, особенно если подходить к процессу творчески, проявлять сообразительность и просто уметь работать оперативно.
Итак, киберсквоттинг. Понятие это появилось сравнительно недавно – в конце прошлого столетия в США и подразумевает под собой ряд действий:
- — покупку ранее существовавшего доменного имени с целью его перепродажи;
- — регистрацию доменного имени с целью его продажи.
Как показывает практика, наиболее хорошо звучащие, короткие, известные доменныеимена уже давно заняты или зарезервированы кем-то. И не факт, что используются по назначению – чаще всего ждут своего часа, а точнее – выгодного покупателя. Кстати, найти что-то приличное из трех-четырех символов в доменной зоне .ru, уже практически нереально – разве что проявить фантазию и сделать названием сайта какую-либо аббревиатуру (или просто заменить некоторые буквы похожими по написанию цифрами).
Количество зарегистрированных имен в сети достигло огромных размеров. Имена сайтов, которые отражают содержимое сайта – наиболее оптимальный вариант для его владельца, а смена имени сайта – очень серьезный шаг, на который решится далеко не каждый. Но каждый может забыть, пропустить дату перерегистрации своего домена (обычно регистрируются на год-два), и тогда есть большой шанс, что на доменное имя вашего сайта начнется настоящая охота.
Чем интересен ваш сайт киберсквоттеру и зачем он будет стремиться зарегистрировать его быстрее, чем вы опомнитесь? Дело в том, что уже «раскрученный» сайт, имеющий неплохие показатели ТИЦ и PR, может начать сразу же, почти без замедлений приносить доход, если приложить совсем немного усилий – «поставить» на простенький бесплатный движок (типа WordPress), «одеть в шкурку» (тему оформления) и наполнить его новой порцией уникального контента. Другое дело в том, что основной владелец сайта будет очень неприятно поражен тем, что уже не сможет использовать прежнее имя, под которым его знали многочисленные пользователи, поэтому в его интересах будет всеми силами сохранить предыдущее название (пусть даже придется перекупить домен у киберсквоттера).
Особый вид киберсквоттинга – когда создаются заранее актуальные имена, которые наверняка кто-то захочет купить. Например, если вы знаете о какой-либо восходящей звезде эстрады и у нее еще нет своего сайта, то вполне вероятно, что со временем сайт с именем «имя_звезды».RU (или «имя_звезды».COM) будет стоить очень дорого. Или же другой случай – когда стало известно, что Олимпиада-2014 пройдет в Сочи, сразу же были попытки зарегистрировать домен Sochi2014.ru. В мировой практике существует масса примеров, когда знаменитые люди и компании пробовали отсудить у киберсквоттеров доменные имена, которые по праву (да и по логике вещей) должны были принадлежать им, и в ряде случаев это удавалось сделать. И есть не меньше примеров, когда такая вот дальновидность киберсквоттеров приносила им доход, исчисляемый сотнями тысяч долларов.
Тайпсковоттинг – регистрация доменов, которые похожи в написании на оригинал или написаны ошибочно (например, при наборе пользователь может использовать букву «с» вместо «s», «x» вместо «h» и т.п. – в общем, путаницы хватает). Таким образом, если человек ошибется, набирая нужный ему сайт, он может попасть на другой, купленный киберсквоттером в своих личных целях. А цели в основном две: получить прибыль за счет раскрученного чужого имени или же дискредитировать известную компанию, предлагая на страницах сайта антирекламу. И в том, и в другом случае владелец оригинального сайта захочет выкупить у киберсквоттера еще и эти сайты в целях своего же спокойствия.
Вообще, киберсквоттинг во многих странах приравнивается к преступлению, поэтому однозначно порекомендовать вам заняться подобной деятельностью я не могу. В тюрьму, конечно, не посадят, но если домен является торговой маркой, ранее кем-то зарегистрированной, суд обяжен его вернуть, как это было с доменом swatch.ru. Но, если вы все-таки решитесь это сделать, помните, что вам нужны будут неплохие знания о том, что происходит в мире и что будет востребованным через год или два, регулярно посещать сайты, которые предоставляют информацию об освобождающихся доменах (а такие есть, причем информация эта чаще всего находится в открытом доступе) и естественно, уметь вести дипломатические переговоры.
В свою очередь тем, кого нынче принято именовать стартаперами, можно посоветовать заранее обдумать этот вопрос. Если вы создаете брендовую аббревиатуру, проверьте доступен ли такой домен в популярных доменных зонам ( по минимуму это .ru и .com). К примеру, в этом плане дальновидно поступили музыканты из Linkin Park, назвав свою группу и зарегистрировав этот домен, потому что первоначальный вариант Lincoln Park был занят.