31 августа Яндекс окончательно отменил свою давно устаревшую «пузомерку» и внедрил ИКС. Эта новость по-настоящему взбудоражила вебмастеров рунета, которые хотят понять, из чего этот зверь состоит и почему он бывает больше или меньше.
Нельзя сказать, что ИКС (индекс качества сайта) стал прямой заменой ТИЦ, ведь последний уже в середине нулевых мало что говорил о добротности того или иного ресурса. В эпоху примитивного Яндекса, будучи важнейшим фактором ранжирования, ТИЦ был мерилом успешности. Довольно быстро он утратил свои позиции, как единственный показатель качества сайта, но на протяжении длительного времени оставался предметом ссылочных спекуляций.
При этом, ТИЦ стал некоей «вещью в себе» и уже не говорил ни о чем. Разве что о пригодности сайта для торговли ссылками. ИКС Яндекса — это попытка комплексной оценки, которая не поддается накрутке, как тематический индекс цитирования, ибо включает в себя не один, а несколько аспектов.
Что такое ИКС?
Вебмастерская тусовка крепко задумалась над вопросами индукции, пытаясь расчленить ИКС на главные составляющие. Одни говорят, что это ТИЦ плюс трафик, другие почти уверены, что под катом прячут CTR в выдаче вкупе с показателем отказов.
Вероятно, все они правы, как те слепцы, которые нащупали слона. Любой из этих критериев имеет значение, но ни один не играет определяющей роли.
Яндекс говорит об ИКС, как индикаторе полезности сайта для пользователей, а корректно просчитать пользу машинными методами с малым количестом переменных нереально. Нужно учитывать массу факторов, включая поведение юзера на странице выдачи — вернулся человек к поиску, после посещения сайта, или нет. К тому же, невозможно мерить инфосайты, сервисы и малостраничники одной меркой — все они дожны делиться на большие кластеры, категории и подкатегории в зависимости от тематики, типа контента и т.д. Только так можно получить адекватную оценку качества сайта.
Что Яндекс понимает под термином «качество сайта»
Чем успешный предприниматель отличается от дельца-однодневки? Хороший бизнесмен отталкивается от нужд и чаяний своих (будущих) потребителей, оказывая нужные людям услуги, либо торгуя востребованным товаром. Он делает это осознанно. Горе-предприниматель во главу угла ставит зарабатывание денег и, думая таким образом, он рано или поздно терпит крах.
Вот и главный поисковик рунета считает, что основным мерилом качества сайта является его востребованность конечным потребителем. Здесь не будет четкого однозначного критерия, подобного ТИЦ — поведенческие факторы у сайтов разнятся. Если для ресурса со справочной информацией нормальным будет пребывание посетителя несколько секунд, то у интернет-магазина или сайта с видеоконтентом — это долгие минуты, а то и часы. В любом случае, пользователь пользователь должен найти то, что искал и удовлетвориться этим.
Помимо ПФ, в графу «качество сайта» напрашиваются такие критерии, как простота навигации, отсутствие назойливой рекламы, скорость загрузки сайта, оптимизация под мобильные устройства и т.д.
Накрутка ИКС
Постигнет ли ИКС судьба его предшественника? Другими словами, станет ли он предметом для спекуляций. Вероятно, в меньшей степени. Вебмастера будут «прощупывать» алгоритмы ИКС Яндекса на предмет уязвимостей, искать наиболее важные критерии и те, которые можно накрутить. В чем-то они могут добиться успеха.
К примеру, цитируемость сайта остается важным показателем его качества, — это ясно, как день. В топе выдачи по многим и многим запросам вы не найдете ресурсов с мизерным количеством внешних ссылок. Но в наши дни мало прогнать свой урл по трастам, нужно провести большую работу — сделать эти ссылки привлекательными, тематичными и соблюсти еще массу условий. Играет роль и динамика роста ссылочного. Следовательно, простого способа накрутки даже по одному критерию нет.
Другое дело, отдать эти вопросы на аутсорсинг — люди сделают комплексный анализ, выявят слабые места сайта и будут работать над их улучшением. Но это уже не накрутка, такие вещи не сделаешь по дешевке.
Влияние на рунет
Разумеется, Яндекс хайпанул. И в очередной раз показал, кто в рунете хозяин. С другой стороны, мы получаем отличный стимул для вебмастеров — все, что можно измерить, хочется увеличить.
Интернет-предприниматели также будут пытаться использовать ИКС, как валюту, но то, что хорошо проходило с ТИЦ, может плохо работать в новой ситуации. В любом случае, это большой шанс для увядающего рынка SEO и хорошая новость для обычных пользователей — в погоне за большими значениями ИКС, владельцы будут энергичнее улучшать свои сайты.